Комментарий к Письму Минфина РФ от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/680

Письмом Минфина от 1 ноября 2010г. № 03-03-06/1/680 о порядке обложения налогом на прибыль средств, получаемых коммерческими организациями из бюджетов в качестве компенсаций за приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря констатировано: поскольку такие компенсации в ст.251 НК РФ не поименованы, следовательно, их надлежит учитывать в составе внереализационных доходов и соответствующим образом облагать налогом на прибыль. Попытаемся эту позицию обосновать применительно к описанной хозяйственной ситуации. Действительно, такие компенсации и порядок их предоставления могут быть предусмотрены в бюджетах субъектов РФ и, следовательно, направляться затем на указанные цели согласно бюджетной росписи. Но предоставляются они не адресно, а через посредство некоммерческой организации, с которой и заключается договор, например, как в данном случае, через Комитет по делам молодежи субъекта РФ. Судя из содержания вопроса, именно этот Комитет является стороной договора, и именно он (а не ОАО) значится в бюджетной росписи как получатель бюджетных средств. Что вполне отвечает установленной бюджетной политике. Являясь, согласно ст.152 БК РФ участниками бюджетного процесса, такие организации действуют в пределах полномочий, каковыми их наделяет ст.162 БК РФ: составляют и исполняют бюджетные сметы, обеспечивают результативность и целевой характер использования бюджетных ассигнований, формируют бюджетную отчетность и представляют её главным распорядителям и т.д. Главные распорядители так же действуют в пределах полномочий, которыми их наделяет, в частности, ст.158 БК РФ. Упомянутые виды компенсаций квалифицируются как целевые поступления. Согласно п.2 ст.251 НК РФ, налогоплательщики – получатели этих средств обязаны вести раздельный учет доходов/расходов, полученных/понесенных в рамках соответствующих целевых программ. Такими налогоплательщиками являются получатели бюджетных средств, определенные разд.V БК РФ как участники бюджетного процесса. Конечные пользователи – коммерческие организации, физические лица и т.п. участниками бюджетного процесса не являются. Следовательно, претендовать на право не учитывать такие поступления при формировании налоговой базы по п.2 ст.251 НК РФ не могут. Для участника бюджетного процесса эти средства являются целевыми поступлениями, для адресных получателей, которым они в итоге передаются –доходами. И все же некоторые виды таких доходов при определении налоговой базы не учитываются. Перечень таких доходов приведен в п.1 ст. 251 НК РФ. Компенсаций за приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря среди таковых не значится.

Письмом Минфина от 1 ноября 2010г. № 03-03-06/1/680 (здесь)