Метод обратной калькуляции

Обратная калькуляция – это когда затраты подстраиваются под цену конечного продукта, а не наоборот – когда цена реализации рассчитывается исходя из возможных затрат.

Метод обратной калькуляции – частный случай метода target costing, включающего в себя целый комплекс расчетов, ориентированных на сокращение затрат и управление затратами.

Если затраты снизить невозможно, есть другой путь – увеличить объем производства. Но только при условии, если производственные мощности позволяют его (объем) нарастить. А самое главное при этом – сопоставить свои производственные возможности с возможностями охвата рынка сбыта, ведь не столь важно произвести продукцию сколь важно её продать. И здесь могут возникнуть трудности гораздо серьезнее тех, которые надо преодолеть для снижения затрат. Поэтому в target costing чаще всего ориентируются на снижение затрат.

Для расчета затрат, максимально допустимых при выпуске данной продукции в текущих рыночных условиях, необходимы следующие исходные данные:

  • рыночная цена за единицу
  • норма прибыли
  • плановый объем продаж в физических единицах
  • сметная себестоимость.

Пример.

Исходные данные
Предполагаемая рыночная цена за единицу, руб. 60,00
Норма прибыли, % 25%
Плановый объем продаж, шт. 10000
Сметная стоимость (на плановый объем продаж), тыс. руб. 480,0
  1. Определяем целевую себестоимость единицы:
    60,00 – (60,00 х 0,25) = 45,00 руб.
  2. Определяем себестоимость на плановый объем продаж:
    45,00 х 10000 = 450,0 тыс. руб.
  3. Определяем разницу между сметной и целевой себестоимостью:
    480,0 – 450,0 = 30,0 тыс. руб.

30,0 тыс. руб. – это величина, на которую необходимо сократить затраты на производство данного объема продукции, не снижая ее качество, если хотим, чтобы рентабельность продаж (не путать с рентабельностью затрат!) удерживалась на уровне 25%.

В такой последовательности совершается подготовка к расчету себестоимости единицы продукции методом обратной калькуляции: из установленной (возможно, эмпирическим путем) рыночной цены вычитается желаемый размер прибыли и определяется размер себестоимости, максимально допустимый в текущих рыночных условиях. Иначе говоря, первым делом мы должны найти такую себестоимость, которая при цене, заданной рынком, позволит предприятию удержать рентабельность на уровне, заданном внутренним менеджментом.

Далее анализируется нормативная калькуляции и рассматриваются варианты замены по тем элементам затрат, по которым это возможно сделать. Этот этап работы бухгалтерия выполнить не может. Бухгалтеру нужна готовая калькуляция, выполненная экономистом. Экономисту, в свою очередь, нужны готовые сведения о вариантах замены тех или иных материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих. Такую работу надлежит выполнить технологам и менеджерам по снабжению. Одни занимаются подбором аналогичных по качеству материалов, другие исследуют ценовой рынок и налаживают контакты с новыми поставщиками. Единственное, что может сделать бухгалтер самостоятельно, это подобрать соответствующую данной цели оценку выбытия запасов. Если, конечно, изменения в подходах к оценке (например, переход на метод FIFO) не нарушает общей финансовой концепции учета и отчетности, принятой на предприятии. Также бухгалтер может пересмотреть методы начисления амортизации того оборудования, с помощью которого предстоит выпускать рассматриваемый продукт. В целом же работа над вариантами подбора физических составляющих готовящегося к выпуску продукта ложится на лиц, ответственных за исследования и разработки. Затем экономист, пользуясь предложенными технологическими вариантами, составляет новую калькуляцию, в основу которой кладет целевую себестоимость. Вот примерно так выглядит «шапка» калькуляционного листа.

Статья/элемент затрат Варианты замены Себестоимость (в разрезе затрат)
Нормативная оценка Целевая оценка

Что касается такого элемента как амортизация (износ), то какого-либо ограничения в этом вопросе не существует. И не должно существовать. Ценовая политика предприятия – дело сугубо внутреннее.

методология бухгалтерского учета