Расходы на оценщика
Вопрос
Единственный учредитель планировал продажу недвижимости. Издал приказ о необходимости обращения к оценщику и определения рыночной стоимости имущества. Затем продажу отложил. Как списать в бухгалтерском и налоговом учетах стоимость услуг оценщика, если имущество не было продано, как ранее планировалось. Отчет оценщика действителен 6 месяцев, они истекли.
Ответ
Согласно п/п 40 п.1 ст.264 НК РФ оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Поскольку, согласно ст.252 НК РФ, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а оценка проводилась таки в рамках предпринимательской/коммерческой деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение дохода, и, кроме того, НК РФ не содержит никаких изъятий относительно того, состоялся ли факт продажи или таковой ожидается в будущем, - у вас есть все основания признать в налоговом учете расход. Даже при том, что срок действия акта оценки истек и предстоит провести оценку повторно. Ваши расходы а) подтверждены документально и б) осуществлены в рамках вашей уставной деятельности - это главное.
Обратите внимание. Датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается, согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
В бухгалтерском же учете такого рода услуги, как следует из Инструкции к действующему Плану счетов, отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". См. также Письмо Минфина РФ от 18.09.2008 N 07-05-07/04.
Если бы вы этот объект продали, то, наверное, правильно было бы списать услуги оценщика на счет 91.2 "Прочие расходы", как расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств (см. п.11 ПБУ 10/99 и ту же Инструкцию в части описания счета 91). Хотя, если честно, я большой разницы не вижу. Здесь вы должны положиться на собственное профессиональное суждение, исходя из имеющейся у вас информации об объекте и предстоящей сделке.
Если исходить из того факта, что срок действия акта оценки истек, то, на мой взгляд, будет корректнее отнести эти расходы к категории прочих. Несмотря на то, что объект по факту не выбыл. Как по мне, достаточно того, что оценка объекта проводилась в связи намерением его продать.