Институционализм и персонализм – учения, рожденные американской школой

Казимир Малевич. Зимний пейзаж. 1930. Холст, масло

И персонализм, и институционализм в балансоведении – это учения, объединяющие отдельные части учетной системы в единое целое, в которой эти части определенным образом соотносятся с целым (балансом) и между собой (объекты учета внутри баланса).

Персонализм (от лат. persona – личность) – учение, согласно которому все объекты учета выступают от имени личности и рассматриваются с точки зрения полезности для этой личности.

Основателем персонализма как современного учения принято считать Вильяма Эндрю Патона.

Институционализм – это учение, которое не рассматривает человека (личность) как нечто заданное, но рассматривает учетную среду, в которой находится человек или учетные факторы, которые на него влияют.

Основателем институционализма как современного учения принято считать Френсиса Пикслея.

Я. В. Соколов выводит из институционализма и персонализма двенадцать балансовых проблем и приводит перечень различий во взглядах представителей двух школ на эти проблемы.1

№ п/п Проблемы Решение проблем
Персоналисты Институционалисты
1. Трактовка счета капитала Обязательства предприятия перед собственником Собственность предприятия, свободная от долгов
2. Содержание пассива баланса Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия Собственные средства предприятия и его кредиторская задолженность
3. Цель предприятия Увеличение источников финансирования Увеличение капитала предприятия
4. Содержание счета прибылей и убытков Лишен самостоятельного содержания, субсчет к счету капитала Центральный счет, выявляющий финансовый результат предприятия
5. Характеристика счета прибылей и убытков Собирательно-распределительный счет Финансово-результатный
6. Балансовое уравнение А = О + К А – О = К
7. Роль дивидендов Часть прибыли предприятия Часть расходов предприятия
8. Рентабельность предприятия Отношение прибыли (с учетом дивидендов) к общему итогу баланса Отношение прибыли (без учета дивидендов) к капиталу
9. Оценка Переоценка по текущим ценам Оценка по исторической себестоимости
10. Для кого предназначен баланс Для сторонних лиц, акционеров и кредиторов Для администрации предприятия
11. Периодичность баланса Годовая Равная хозяйственному циклу
12. Амортизация Регулирующая статья Резерв

Некоторые источники, рассматривая эти направления не только в контексте американской школы бухгалтерского учета, но и немецкой, французской и русской, кроме перечисленных двенадцати, дополнительно называют еще семь «проблем»:

  1. Бухгалтерское право
  2. Использование учетных принципов
  3. Методы контроля и защиты активов
  4. Консолидированные балансовые отчеты
  5. Разделительные балансовые отчеты
  6. Ликвидационные балансовые отчеты
  7. Нулевые балансовые отчеты

Однако в чем заключаются различия во взглядах институционалистов и персоналистов на указанные проблемы, т. е. как они решаются представителями двух различных школ, эти источники не конкретизируют.2

В современной теории и практике бухгалтерского учета трудно встретить какое-либо из названных направлений в чистом виде. Можно лишь заключить, что преобладает все же институционализм.

1 См. Я.В.Соколов. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М., «Аудит», ИО «ЮНИТИ», 1996г., стр.358.

2 См. Н. А. Бреславцева, В. И. Ткач, В. А. Кузьменко. Балансоведение. М., «Приор», 2001г., стр.36.