Да здравствует мыло душистое
К этой, совершенно неожиданной, теме меня привлекло Письмо Минфина России от 26 сентября 2013 г. N 03-04-06/39960 "О налогообложении НДФЛ стоимости смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых работникам... ...заинтересовал один смешной пунктик Типовых норм...
К этой, совершенно неожиданной, теме меня привлекло Письмо Минфина России от 26 сентября 2013 г. N 03-04-06/39960 "О налогообложении НДФЛ стоимости смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых работникам свиноводческого комплекса". Честно говоря, очень удивлена самой постановке вопроса. Это же в какой замороченной голове он мог родиться! Эдак, не ровен час, скоро будут задаваться вопросом: а не доход ли бухгалтера - канцпринадлежности, ему выдаваемые... (доля шутки). Впрочем, неважно. Главное, что Минфин ответил: не облагается. Плохо только, что умолчал о главном: средства, применение и использование которых связано с обеспечением безопасности труда - это не доходы работника, это расходы работодателя. Считать это доходом наемного работника никому не приходило в голову даже в годы постреволюционной разрухи, когда, из-за отсутствия на производстве соответствующих условий, мыло рабочим выдавали на дом.
Однако оставим. Меня больше заинтересовал один смешной пунктик Типовых норм. См. Приказ Минздравсоцразвития от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 апреля 2011 г. Регистрационный N 20562.
24. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.
Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Вопрос: Для чего выдавать каждому работнику под роспись, если эти самые смывающие и обеззараживающие вещества заливаются в дозаторы общего пользования? Не проще ли всю бригадную норму выдать под роспись одному бригадиру? А еще проще - техническому работнику, который убирает санитарные комнаты, туалеты, душевые и пр., ведь именно он эти средства на самом деле получает и ежеутренне заливает в дозаторы. С соответствующим оформлением договора материальной ответственности, разумеется.
Прошу обратить внимание: приказ зарегистрирован в Минюсте. Это предполагает с нашей стороны обязанность его неукоснительного исполнения. Т.е. неважно, как там у нас организовано на самом деле, - министерству надо, чтобы личная подпись каждого работника свидетельствовала: всё положенное по закону для безопасности своего труда он получил и претензий к работодателю в этой части не имеет.
Здесь хотелось бы напомнить министерским умникам, так пекущимся не о безопасности труда работников на самом деле, а о юридической безопасности работодателей (поди докажи, если заболел, что тебе недостаточно обеззараживающих средств выдавали, если сам же расписался в их получении!), об одном важнейшем принципе бухгалтерского учета, каковой, - хотим/нехотим, - мы все обязаны соблюдать. Это принцип преобладания сущности над формой (substance over form), который состоит в необходимости отражать все действия и операции исходя из их сущности и экономической реальности, а не только из юридической формы. Таков принцип современного учета. Сто лет назад о нем никто слыхом не слыхивал, его просто соблюдали; в том числе и большевики, несмотря на "старуху с клюкой" - разруху. Поинтересуйтесь, оно и впрямь того стоит:
- Постановление Наркомата труда РСФСР от 26 августа 1922 г. № 383
- Инструкция Наркомата труда СССР № 6/30 от 1923г.
- Разъяснение Наркомата труда СССР от 22 июля 1924 г. № 328/433
Для тех, кому искать недосуг, кратко пересказываю. Мыло непосредственно работникам на руки выдавалось не от хорошей жизни, а из-за отсутствия на производстве специально оборудованных помещений: умывальных, душевых. Поэтому человеку выдавали мыло на дом, чтобы тот мог отмыть себя дома. Там же, где такие помещения имелись, но производство относилось к категории "особо вредных или грязных" - приказано было следить, чтобы при умывальнике мыла всегда имелось в достаточном количестве "для мытья рабочих по окончании и во время работ", причем, - обратите внимание! - "независимо от выдаваемого на дом мыла".
Данный исторический экскурс я провела лишь с целью показать, в каком случае выдачу мыла (ок: смывающих и обеззараживающих средств) есть смысл проводить в индивидуальном порядке: только когда на работе условия отсутвуют и производственную грязь приходится смывать дома. Такие случаи в нашей сегодняшней жизни исключены: нет сейчас производств, где бы отсутствовали душевые. А если бы такое хоть одно нашлось - его тут же закрыл бы Минздрав. Да, да, то самое министерство, которое сочинило Приказ с нелепым пунктом 24.
Методология бухгалтерского учета