Комментарий к Письму Минфина РФ от 22 октября 2010 г. N 03-07-11/420

Письмо Минфина № 03-07-11/420 разъясняет, что НДС, предъявленный заказчику подрядными организациями, выполнявшими работы по демонтажу ликвидируемых объектов основных средств, не подлежит вычету. Обосновывается данное разъяснение ссылкой на п.2 ст.171 НК РФ, где указано, что право на налоговый вычет суммы НДС, предъявленной поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), возникает в случае, когда такие приобретения делаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ. Поскольку демонтаж объектов основных средств объектом налогообложения не является, то и прав у данного юридического лица на налоговый вычет, соответственно, не возникает. Мы не беремся опровергать изложенную Минфином точку зрения, однако в контексте заданного Минфину конкретного вопроса, позволим себе предположить, что в описанной ситуации не всё так универсально. Как следует из содержания поставленного вопроса, организация проводила демонтаж объектов основных средств отнюдь не в целях ликвидации предприятия, но в связи со сменой вида деятельности. Поэтому, если смена вида деятельности повлекла за собой смену организационно-правовой формы (что вполне вероятно), то такая смена квалифицируется как реорганизация. Из этого предположительно и будем исходить в дальнейших рассуждениях. Гражданский Кодекс РФ выделяет следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст.57 ГК РФ). В данном случае речь идет, похоже, о преобразовании. Преобразование, так же как и другие формы реорганизации, предполагает перерегистрацию юридического лица. Эта процедура сопровождается некоторыми формальностями, на урегулирование которых требуется время. Юридическое лицо, принявшее решение о реорганизации в форме преобразования, обязано, в соответствии с п.7 ст.23 НК РФ, уведомить об этом ФНС по форме № С-09-4, утвержденной Приказом от 21 апреля 2009г. № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации». Порядок реорганизации юридических лиц регулируется главой 5 Федерального закона от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п.4 ст.57 ГК РФ и ст.16 Закона № 129-ФЗ). С этого момента вновь возникшее юридическое лицо становится преемником реорганизованного. При реорганизации применимы все положения Налогового Кодекса, регулирующие налогообложение в связи с реорганизацией. Так, согласно п.9 ст.50 НК РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. А, согласно п.5 ст.58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Как известно, в перечень передаваемых прав и обязанностей входят и налоговые права вместе с обязанностями (обязательствами). Поэтому, предъявление налогового вычета в описанном случае представляется нам правомерным при условии соблюдения утвержденных Законом правил проведения реорганизации. Вопросы налоговых вычетов при реорганизации регулируются ст.162.1 НК РФ.

Письмо Минфина России от 22 октября 2010г. № 03-07-11/420 (здесь)