Гудвилл (Goodwill)

Gustave Caillebotte (1848 - 1894). A young man at his window. 1875

Гудвилл (Goodwill) – в учетном понимании является стоимостным выражением деловой репутации компании, и выражается как разность между ценой приобретения предприятия как целостного финансово-имущественного комплекса и совокупной стоимостью его чистых активов. Может быть положительной или отрицательной.

Для того, чтобы определить стоимость гудвилла, следует:

  • Шаг первый. Оценить по текущей рыночной стоимости всю совокупность имеющихся на балансе приобретенного предприятия активов так, как если бы эти активы приобретались по отдельности.
  • Шаг второй. Определить показатель чистых активов (как это делается см. по ссылке).
  • Шаг третий. Сравнить эти две величины.

Разница и будет гудвиллом или отрицательным гудвиллом.

В отличие от других нематериальных активов, гудвилл квалифицируется как неидентифицируемый нематериальный актив. Идентифицируемость нематериальных активов характеризуется тем признаком, что их можно не только приобрести на стороне, но и создать собственными силами. Гудвилл же не приобретается сам по себе, а только как часть некой совокупности активов или вместе с предприятием и определяется как превышение стоимости покупки в целом над суммарной стоимостью активов (или, – если речь идет об отрицательном гудвилле, – наоборот, как превышение суммарной стоимости активов приобретенного предприятия над его стоимостью в целом).

Комания своей деятельностью может создать (наработать) гудвилл, но обнаружить его возможно лишь при сделке купли-продажи этого предприятия, после чего оно прекращает свое существование как самостоятельная хозяйствующая субстанция. Гудвилл является следствием договора, а не его объектом.

Возникновение гудвилла как учетного объекта происходит в момент, когда компания-покупатель в обмен на уплаченные им предыдущему собственнику деньги (или в обмен на другую форму оплаты) зачисляет на свой баланс все активы, которыми до этого времени владело предприятие продавца, и таким образом соответственно увеличивает свой капитал и берет на себя обязательства приобретенного предприятия. То есть, когда происходит соединение балансов двух отдельных предприятий в единый баланс. При этом каждая статья активов присоединяемого баланса оценивается по справедливой (текущей рыночной) стоимости, вследствие чего образуется либо положительная разница между ценой приобретения в целом и совокупной стоимостью чистых активов – гудвилл, либо аналогичная отрицательная разница – отрицательный гудвилл.

В первом случае эта сумма причисляется к активам, во втором – становится контрактивом.

Так закрываются расчеты компании-покупателя с продавцом.

методология бухгалтерского учета