Учет государственной помощи сельскому хозяйству регулируется IAS 41 «Agriculture» только в том случае, если они относятся к активам, которые учитываются по справедливой стоимости за вычетом point-of-sale costs – расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи.
Учет государственной помощи сельскому хозяйству регулируется IAS 41 «Agriculture» только в том случае, если они относятся к активам, которые учитываются по справедливой стоимости за вычетом point-of-sale costs – расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи. Если оценка проводится каким-либо другим методом (например, биоактив оценивается по себестоимости за вычетом амортизации и накопленных убытков от обесценения), то, согласно п.37 IAS 41, учет грантов, относящихся к таким активам, регулируется другим стандартом – IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance».
Как следует из п.34 – п.36 IAS 41, методика учета государственной помощи сельскому хозяйству зависит от того, сопровождается ли предоставление этой помощи какими-либо условиями или нет. Государственные гранты, относящиеся к биологическим активам и не ограниченные условиями, следует признавать в доходах исключительно с того момента, когда такой грант ожидается к получению. Если государственный грант, относящийся к биологическим активам, предоставляется на определенных условиях, то признавать такой грант в доходах следует лишь после того, как эти условия выполнены.
Например:
Итак, момент признания государственной помощи в доходах зависит от того, выдвигал грантодатель какие-либо условия или нет.
Примеры:
Как уже упоминалось, указанный в IAS 41 порядок учета правительственных грантов (а он отличается от порядка, предусмотренного специальным стандартом IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance») применяется только в том случае, если биологические активы или сельхозпродукция, к которым относится такая помощь, оцениваются по справедливой стоимости за вычетом расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи.
Пример 1. Если государственная помощь не ограничена условиями.
Сумма гранта – 200,0 млн. руб.
Проводки в концепции МСФО
Операция/Счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
1. Признание правительственной помощи в дебиторской задолженности | ||
Правительственные гранты (целевое финансирование) | 200000 | |
Правительственный грант к получению (дебиторская задолженность) | 200000 | |
2. Признание правительственной помощи в доходах (констатируется в учете того периода, в котором эту сумму следует ожидать). | ||
Доходы | 200000 | |
Правительственные гранты (целевое финансирование) | 200000 |
Проводки в концепции РСБУ
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|
1. Признание правительственной помощи в дебиторской задолженности. | 76 | 86 | 200000 |
2. Признание правительственной помощи в доходах (констатируется в учете того периода, в котором эту сумму следует ожидать). | 86 | 90.1 (91.1) |
200000 |
Пример 2. Если грантодатель выдвигает условие: по истечении определенного времени прекратить операции в данном сегменте деятельности.
Сумма гранта – 500,0 млн. руб. Срок, отпущенный до прекращения деятельности – 5 лет. В таком случае, поскольку по условиям договора помощь не может быть передана, если деятельность сегмента через пять лет не будет прекращена, сумма оговоренного условиями договора гранта не может быть признана до этого момента даже в дебиторской задолженности. Поэтому ожидание обещанной суммы на счет (дебиторская задолженность, а с ней – и доходы) не может констатироваться в учете ранее, чем условие будет выполнено и её получение на счет станет вероятным.
Вариант 1 (к прим.2). Если сумма, выделенная грантодателем, поступила на счет сразу по заключению договора, не дожидаясь выполнения условий.
Проводки в концепции МСФО
Операция/Счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке | ||
Денежные средства | 500000 | |
Правительственные гранты | 500000 | |
Если условия не выполняются: | ||
2.Возврат полученных средств грантодателю. | ||
Правительственные гранты | 500000 | |
Денежные средства | 500000 | |
Если условия выполняются: | ||
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым). | ||
Дебиторская задолженность | 500000 | |
Доходы | 500000 |
Проводки в концепции РСБУ
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке | 55 | 76 | 500000 |
Если условия не выполняются: | |||
2. Возврат средств грантодателю | 76 | 55 | 500000 |
Если условия выполняются: | |||
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым). | 76 | 90.1 (91.1) |
500000 |
Вариант 2 (к прим.2). Если сумма, выделенная грантодателем, не поступала на счет до выполнения условий.
Проводки в концепции МСФО
Операция/Счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
1. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым) | ||
Доходы | 500000 | |
Правительственный грант к получению (дебиторская задолженность) | 500000 |
Проводки в концепции РСБУ
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|
1. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым). | 76 | 86 | 500000 |
Пример 3. Если грантодатель выдвигает условие, но грантополучатель выполняет его частично.
Сумма гранта – 500,0 млн. руб. Срок, отпущенный на исполнение условий, – 5 лет, но условия грантодателя компания прекратила исполнять уже через три года. При этом в течение первых трех лет у компании возникают расходы, связанные с выполнением условий грантодателя, поэтому выделенную сумму в части, которая приходится на первые два года, решено не требовать обратно.
Проводки в концепции МСФО
Операция/Счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке | ||
Денежные средства | 500000 | |
Правительственные гранты | 500000 | |
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении трех лет). | ||
Дебиторская задолженность | 300000 | |
Доходы | 300000 | |
3.Возврат полученных, но не освоенных средств грантодателю. | ||
Правительственные гранты | 200000 | |
Денежные средства | 200000 |
Проводки в концепции РСБУ
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке | 55 | 76 | 500000 |
По истечении трех лет: | |||
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении трех лет). | 76 | 90.1 (91.1) |
300000 |
3. Возврат полученных, но неосвоенных средств грантодателю | 76 | 55 | 200000 |
Еще раз, важное:
Государственная помощь сельскому хозяйству учитывается в порядке, установленном IAS 41 «Agriculture», только применительно к биологическим активам, оцененным по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу. В остальных случаях применяется порядок учета государственной помощи, определенный IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance». Отечественный аналог последнего: ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Р.Е.Грачева
Методология бухгалтерского учета