Предмет балансоведения

  • «Баланс и есть последнее слово, а, следовательно, и цель всего
  • бухгалтерского труда. Баланс как господствующая цель
  • обнимет все другие, подчиненные ей цели, в том
    числе и вывод убытков или прибылей данного дела» В.Д.Белов, XIX век.

Балансоведение представляет собой науку о сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании в целях управления предприятием, и является фундаментальной основой методологии современного бухгалтерского учета и экономического анализа.

Балансоведение как научная область знаний сложилась во второй половине XIX века. К этому времени наиболее известные мировые учетные школы уже сформировали свои подходы к изучению баланса:

итальянская – логисмографический и статмографический,

немецкая – камеральный,

французская – математический,

каждый из которых, в свою очередь, вытекали из соответствующих этим странам учетных традиций: в итальянском учете – из юридической, в немецком – из процедурной, во французском – из экономической.

Что касается американского – психологического1, подхода к учету, то он, как известно, исторически не имел никакого влияния на отечественный бухучет, и лишь с конца ХХ века американский фактор стал существенно влиять на формирование учетного мировоззрения в нашей стране. Но к этому времени балансоведение уже сложилось как сугубо европейская наука, значительный вклад в которую в свое время был внесен и нашими соотечественниками.

В нашей стране балансоведение в качестве отдельной учетной дисциплины получило широкое распространение в 20-е годы XX века. Но к середине 30-х годов советское балансоведение постепенно «растворилось» в анализе хозяйственной деятельности, вследствие чего и сам термин «балансоведение» практически исчез из употребления. Так балансоведение, породив собой анализ, был со временем поглощен своим детищем, в котором все же остался наследственный признак – четко установленная связь между анализом и учетом.

На современном этапе развития бухгалтерского учета задача восстановления в нашей стране балансоведения как отдельной учетной дисциплины стоит как никогда остро. Различные бухгалтерские школы, исторически сложившиеся в разное время и в разных странах мира, по-разному трактуют бухгалтерский баланс, отчего преподавание нового бухгалтерского учета, отягощенного, кроме того, еще и всевозможными нормами, стандартами, положениями, законами, все больше затрудняется. Настала пора разобраться в этом вопросе по сути, глубже погружаясь в теории, в разные времена выдвигавшиеся различными представителями мировой учетной мысли, но, не пренебрегая при этом и богатейшим опытом отечественной школы, яркими представителями которой были ученые-бухгалтеры, создававшие теорию учета в «досоветское» и «раннесоветское» времена.

Нашим современникам предстоит пойти дальше своих предшественников, а именно: представить эту науку как синтез накопленных учетных знаний, соединить в единую цепь различные взгляды и, самое трудное, – постараться их понять, переосмыслив каждую учетную идею в историческом контексте, а каждый учетный постулат в логическом аспекте. Можно надеяться, что тем самым решится и другая, изначальная, задача балансоведения: формирование навыков чтения информации, поданной в финансовой отчетности, через вскрытие глубинных внутренних взаимосвязей ее составных частей.

1 Психологический подход рассматривает учет как социальную науку, как орудие управления предприятием (в т. ч. не в последнюю очередь – персоналом), где показатели отчетности выполняют роль стимулов, вызывающих определенную реакцию заинтересованных лиц. Представитель – Роберт Антони, (совр.).