Институционализм и персонализм – учения, рожденные американской школой
И персонализм, и институционализм в балансоведении – это учения, объединяющие отдельные части учетной системы в единое целое, в которой эти части определенным образом соотносятся с целым (балансом) и между собой (объекты учета внутри баланса).
Персонализм (от лат. persona – личность) – учение, согласно которому все объекты учета выступают от имени личности и рассматриваются с точки зрения полезности для этой личности.
Основателем персонализма как современного учения принято считать Вильяма Эндрю Патона.
Институционализм – это учение, которое не рассматривает человека (личность) как нечто заданное, но рассматривает учетную среду, в которой находится человек или учетные факторы, которые на него влияют.
Основателем институционализма как современного учения принято считать Френсиса Пикслея.
Я. В. Соколов выводит из институционализма и персонализма двенадцать балансовых проблем и приводит перечень различий во взглядах представителей двух школ на эти проблемы.1
№ п/п | Проблемы | Решение проблем | |
---|---|---|---|
Персоналисты | Институционалисты | ||
1. | Трактовка счета капитала | Обязательства предприятия перед собственником | Собственность предприятия, свободная от долгов |
2. | Содержание пассива баланса | Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия | Собственные средства предприятия и его кредиторская задолженность |
3. | Цель предприятия | Увеличение источников финансирования | Увеличение капитала предприятия |
4. | Содержание счета прибылей и убытков | Лишен самостоятельного содержания, субсчет к счету капитала | Центральный счет, выявляющий финансовый результат предприятия |
5. | Характеристика счета прибылей и убытков | Собирательно-распределительный счет | Финансово-результатный |
6. | Балансовое уравнение | А = О + К | А – О = К |
7. | Роль дивидендов | Часть прибыли предприятия | Часть расходов предприятия |
8. | Рентабельность предприятия | Отношение прибыли (с учетом дивидендов) к общему итогу баланса | Отношение прибыли (без учета дивидендов) к капиталу |
9. | Оценка | Переоценка по текущим ценам | Оценка по исторической себестоимости |
10. | Для кого предназначен баланс | Для сторонних лиц, акционеров и кредиторов | Для администрации предприятия |
11. | Периодичность баланса | Годовая | Равная хозяйственному циклу |
12. | Амортизация | Регулирующая статья | Резерв |
Некоторые источники, рассматривая эти направления не только в контексте американской школы бухгалтерского учета, но и немецкой, французской и русской, кроме перечисленных двенадцати, дополнительно называют еще семь «проблем»:
- Бухгалтерское право
- Использование учетных принципов
- Методы контроля и защиты активов
- Консолидированные балансовые отчеты
- Разделительные балансовые отчеты
- Ликвидационные балансовые отчеты
- Нулевые балансовые отчеты
Однако в чем заключаются различия во взглядах институционалистов и персоналистов на указанные проблемы, т. е. как они решаются представителями двух различных школ, эти источники не конкретизируют.2
В современной теории и практике бухгалтерского учета трудно встретить какое-либо из названных направлений в чистом виде. Можно лишь заключить, что преобладает все же институционализм.
1 См. Я.В.Соколов. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М., «Аудит», ИО «ЮНИТИ», 1996г., стр.358.
2 См. Н. А. Бреславцева, В. И. Ткач, В. А. Кузьменко. Балансоведение. М., «Приор», 2001г., стр.36.
Методология бухгалтерского учета