Бухгалтерский учет по-американски
Принципы и отличительные особенности американского бухучета хорошо известны из разрекламированных национальных учетных стандартов США Generally Accepted Accounting Principles – GAAP. Поэтому не будем на этих вопросах останавливаться, а рассмотрим более интересный аспект американского учета – процедуру.
Принятая в США учетная процедура коренным образом отличается от процедуры, присущей отечественной учетной традиции. И это несмотря на одинаковую целевую направленность бухучета и отсутствие базовых различий в его понимании. Судить о преимуществах и недостатках той или другой учетной процедуры мы можем только после сравнения их между собой (см. табл.).
Этапы обработки и передачи учетной информации.
В США | В РФ и странах СНГ | ||
---|---|---|---|
1. | Обработка первичных документов. | 1. | Обработка первичных документов. |
2. | Запись проводок по текущим операциям в общем журнале учета хозяйственных операций. | 2. | Запись проводок по текущим операциям в специальных журналах (ведомостях). |
3. | Перенос данных из общего журнала учета хозяйственных операций в главную книгу. | 3. | Перенос данных из специальных журналов (ведомостей) в главную книгу. |
4. | Выведение пробного баланса. | 4. | Проверка баланса счетов главной книги. |
5. | Подготовка и составление предотчетных рабочих таблиц. | - | |
6. | Подготовка финансовых отчетов на основе предотчетных рабочих таблиц. | - | |
7. | Регистрация регулирующих проводок в общем журнале учета хозяйственных операций и в главной книге. | - | |
8. | Выполнение заключительных проводок. | - | |
9. | Выведение полного пробного баланса. | - | |
10. | Составление финансовых отчетов. | 5. | Перенос данных главной книги в формы финансовой отчетности. |
11. | Выполнение обратных проводок. | - |
Это кажется невероятным, но, достигая тех же результатов, мы обходимся без 5-го, 6-го, 7-го,8-го 9-го и 11-го, из перечисленных, этапов, в то время как наши американские коллеги считают эти этапы важнейшими и крайне необходимыми для подготовки финансовых отчетов. Качество учетной работы от такой громоздкости ничуть не повышается, скорее напротив. Для того чтобы понять почему, следует остановиться на каждом этапе отдельно.
1. Обработка первичных документов. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
О систематизации первичных документов не содержится никаких конкретных сведений в изданных в нашей стране американских учебниках по бухгалтерскому учету. Однако это не дает нам права предполагать, что американцы не придают этому значения. Зная, сколь важен этот этап для бухгалтера, будем считать, что в этой части учетной процедуры между нами нет разногласий. | Первичные документы систематизируются по мере их поступления в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота. |
2. Запись текущих проводок. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Проводки записываются в общем журнале учета хозяйственных операций в хронологическом порядке. При этом операции не группируются по содержанию, а регистрируются сплошным потоком. | Операции регистрируются бухгалтерскими проводками непосредственно в специальных журналах (ведомостях) и т.о. оказываются сгруппированными соответственно их содержанию. Хронологический порядок при этом также соблюдается. |
3. Перенос данных в главную книгу. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Перенос данных из общего журнала в главную книгу выполняется несколько раз в течение месяца по мере накопления информации, как правило, – раз в неделю, в случае необходимости – чаще. | Перенос данных из специальных журналов в главную книгу выполняется строго один раз в месяц, после подведения месячных итогов в журналах и ведомостях. |
4. Выведение пробного баланса (проверка баланса счетов главной книги). | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Составляется отдельный перечень счетов главной книги с определением конечного сальдо по каждому счету. Проверяется равенство: Дебет = Кредит. | Понятия первичного пробного (да и просто пробного) баланса у нас нет, но равенство итогов дебетовых и кредитовых сальдо по главной книге проверяется. Если такого равенства нет, – проверяется равенство по итогам оборотов и отыскивается ошибка. Эту работу можно назвать проверкой баланса, а сам баланс «пробным». |
5. Подготовка и составление предотчетной рабочей таблицы. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Составляется специальная рабочая таблица на основе первичного пробного баланса с такими основными колонками:
|
В составлении таких таблиц нет никакой необходимости, поскольку нет потребности в регулирующих проводках. |
6. Подготовка финансовых отчетов на основе предотчетных рабочих таблиц. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Составляется еще одна рабочая таблица на основе урегулированного пробного баланса с такими основными колонками:
|
В составлении таких таблиц нет никакой необходимости, поскольку данные главной книги после проверки равенства: Дебет = Кредит, являются готовыми показателями для заполнения отчетных форм. |
7. Регистрация выполненных в таблице регулирующих проводок. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Регистрация в общем журнале учета хозяйственных операций регулирующих проводок, выполненных на этапе 5, и перенос этих проводок в главную книгу. | В выполнении такой работы нет никакой необходимости, как нет потребности и в регулирующих проводках. |
8. Регистрация заключительных проводок. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Запись в общем журнале учета хозяйственных операций заключительных проводок и перенесение их в главную книгу. Справка: заключительные проводки – это проводки, которые выполняются для закрытия промежуточных счетов. Промежуточные счета – это счета доходов и расходов. |
В выполнении этой работы нет необходимости, поскольку форма записей в главной книге позволяет закрывать счета доходов и расходов а также выводить финансовый результат непосредственно в главной книге при подготовке «пробного» баланса. |
9. Выведение полного пробного баланса. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Проверка равенства Дебет = Кредит после выполнения заключительных проводок. | Нет потребности. |
10. Составление финансовых отчетов. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Заполнение отчетных форм по данным рабочих таблиц. | Заполнение отчетных форм по данным главной книги (осуществляется сразу после этапа 4). |
11. Выполнение обратных проводок. | |
В США | В РФ и странах СНГ |
Обратными проводками отменяются некоторые регулирующие проводки. Запись обратных проводок осуществляется и в журнале учета хозяйственных операций и в главной книге. | Нет потребности. |
Проведенное сравнение процедур позволяет сделать важные выводы. Притом, не в пользу американского способа. Возможно, это огорчит кого-то из современных «новаторов», но вряд ли возможно с этими выводами не согласиться.
Наш отечественный бухучет напоминает пирамиду. У основания – первичные документы, дающие информацию о состоявшихся финансово-хозяйственных операциях. Сведения об операциях проводятся в аналитических регистрах. В свою очередь, данные из аналитических регистров в обобщенном виде переносятся в синтетические регистры, в т. ч. и в главную книгу. И, наконец, на вершине учетной пирамиды – бухгалтерский баланс.
Из американского бухучета представить подобие пирамиды весьма затруднительно. Учетная процедура построена так, что бухгалтер вынужден несколько раз возвращаться к уже проведенным операциям: регулировать сальдо некоторых счетов, выполнять заключительные записи, а также проводки, обратные регулирующим. Кроме того, подготовка финансовых отчетов не обходится без составления вспомогательных таблиц, т. к. сведений, имеющихся в главной книге, оказывается недостаточно для получения необходимых показателей.
Методология бухгалтерского учета