Государственная помощь сельскому хозяйству

Учет государственной помощи сельскому хозяйству регулируется IAS 41 «Agriculture» только в том случае, если они относятся к активам, которые учитываются по справедливой стоимости за вычетом point-of-sale costs – расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи.

Pieter Bruegel the Elder. The Corn Harvest. 1565

Учет государственной помощи согласно IAS 41 «Agriculture»

Учет государственной помощи сельскому хозяйству регулируется IAS 41 «Agriculture» только в том случае, если они относятся к активам, которые учитываются по справедливой стоимости за вычетом point-of-sale costs – расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи. Если оценка проводится каким-либо другим методом (например, биоактив оценивается по себестоимости за вычетом амортизации и накопленных убытков от обесценения), то, согласно п.37 IAS 41, учет грантов, относящихся к таким активам, регулируется другим стандартом – IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance».

Как следует из п.34 – п.36 IAS 41, методика учета государственной помощи сельскому хозяйству зависит от того, сопровождается ли предоставление этой помощи какими-либо условиями или нет. Государственные гранты, относящиеся к биологическим активам и не ограниченные условиями, следует признавать в доходах исключительно с того момента, когда такой грант ожидается к получению. Если государственный грант, относящийся к биологическим активам, предоставляется на определенных условиях, то признавать такой грант в доходах следует лишь после того, как эти условия выполнены.

Например:

  1. В январе компании была обещана правительственная помощь с обязательством предоставить её в августе, после уборки урожая. Следовательно, если при этом не выдвигается никаких дополнительных условий, сумма к получению признается доходом в августе, т. е. отражается дебиторской задолженностью в корреспонденции со счетом доходов.
  2. По условиям получения правительственной помощи компания должна заниматься откормом крупного рогатого скота в определенной местности в течение пяти лет, после чего обязана прекратить эту деятельность в данной местности, а территория подлежит расчистке и передаче под застройку промышленными объектами. Следовательно, в данном случае правительственная помощь может быть признана в доходах только по истечении пяти лет и только если взятые компанией обязательства будут исполнены. Причем независимо от того, успела компания получить эту сумму на счет или нет (см. ниже корреспонденцию счетов).
  3. Получение правительственной помощи обязывает компанию заниматься выращиванием соевых бобов на определенном земельном участке в течение двух лет, после чего компания должна прекратить эту деятельность, а далее земли будут выведены из состава сельскохозяйственных угодий. Следовательно, независимо от того, получена сумма этой помощи до исполнения оговоренных условий или её обещали предоставить по прошествии двух лет, в качестве дохода она может быть признана только через два года, когда будут выполнены указанные условия. Так, если сумма получена до выполнения условий, она отражается по дебету счета денежных средств и кредиту счета правительственных грантов (в нашем плане счетов этой проводке соответствует Дт 51 Кт 86), где остается до тех пор, пока условия не будут выполнены и затем засчитывается в доход проводкой по дебету счета правительственных грантов (Дт86 Кт90), а, если условия не выполняются – полученная сумма возвращается грантодателю, что отражается проводкой по кредиту счета денежных средств (Дт86 Кт51). Если же такая помощь не поступала до выполнения условий, а по прошествии двух лет условия так и не были выполнены – то и проводки никакой делать не следует. В ином случае, если условия таки выполнены и, стало быть, помощь будет получена, сумма обещанного гранта отражается как дебиторская задолженность в корреспонденции со счетом доходов.
  4. Получение безвозвратной правительственной помощи обязывает компанию заниматься выращиванием кукурузы в течение 5 лет. В действительности компания соблюдала это условие только три года, т. к. урожайность этой культуры несколько снизилась уже на втором году и затем значительно упала на третьем. Было принято решение выйти из договора. Но, поскольку в условиях изначально была предусмотрена безвозвратность, то сумма помощи за прошедшие три года, когда условия выполнялись, признается в доходах соответствующих лет пропорционально. Оставшаяся часть суммы, – если она была предварительно получена на счет – возвращается грантодателю, или если фактического поступления еще не было – не проводится вовсе, т. к. без выполнения условий она не могла быть признана в дебиторской задолженности.

Итак, момент признания государственной помощи в доходах зависит от того, выдвигал грантодатель какие-либо условия или нет.

Примеры:

  1. Если государственная помощь не ограничена условиями.
  2. Если грантодатель выдвигает условие: по истечении определенного времени прекратить операции в данном сегменте деятельности.
    1. Если сумма, выделенная грантодателем, поступила на счет сразу по заключению договора, не дожидаясь выполнения условий.
    2. Если сумма, выделенная грантодателем, не поступала на счет до выполнения условий.
  3. Если грантодатель выдвигает условие, но гроантополучатель выполняет его частично.

Как уже упоминалось, указанный в IAS 41 порядок учета правительственных грантов (а он отличается от порядка, предусмотренного специальным стандартом IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance») применяется только в том случае, если биологические активы или сельхозпродукция, к которым относится такая помощь, оцениваются по справедливой стоимости за вычетом расходов, которые предположительно могут возникнуть на месте будущей продажи.

Пример 1. Если государственная помощь не ограничена условиями.

Сумма гранта – 200,0 млн. руб.

Проводки в концепции МСФО

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Признание правительственной помощи в дебиторской задолженности
Правительственные гранты (целевое финансирование) 200000
Правительственный грант к получению (дебиторская задолженность) 200000
2. Признание правительственной помощи в доходах (констатируется в учете того периода, в котором эту сумму следует ожидать).
Доходы 200000
Правительственные гранты (целевое финансирование) 200000

Проводки в концепции РСБУ

Операция Дебет Кредит Сумма
1. Признание правительственной помощи в дебиторской задолженности. 76 86 200000
2. Признание правительственной помощи в доходах (констатируется в учете того периода, в котором эту сумму следует ожидать). 86 90.1
(91.1)
200000

Пример 2. Если грантодатель выдвигает условие: по истечении определенного времени прекратить операции в данном сегменте деятельности.

Сумма гранта – 500,0 млн. руб. Срок, отпущенный до прекращения деятельности – 5 лет. В таком случае, поскольку по условиям договора помощь не может быть передана, если деятельность сегмента через пять лет не будет прекращена, сумма оговоренного условиями договора гранта не может быть признана до этого момента даже в дебиторской задолженности. Поэтому ожидание обещанной суммы на счет (дебиторская задолженность, а с ней – и доходы) не может констатироваться в учете ранее, чем условие будет выполнено и её получение на счет станет вероятным.

Вариант 1 (к прим.2). Если сумма, выделенная грантодателем, поступила на счет сразу по заключению договора, не дожидаясь выполнения условий.

Проводки в концепции МСФО

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке
Денежные средства 500000
Правительственные гранты 500000
Если условия не выполняются:
2.Возврат полученных средств грантодателю.
Правительственные гранты 500000
Денежные средства 500000
Если условия выполняются:
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым).
Дебиторская задолженность 500000
Доходы 500000

Проводки в концепции РСБУ

Операция Дебет Кредит Сумма
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке 55 76 500000
Если условия не выполняются:
2. Возврат средств грантодателю 76 55 500000
Если условия выполняются:
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым). 76 90.1
(91.1)
500000

Вариант 2 (к прим.2). Если сумма, выделенная грантодателем, не поступала на счет до  выполнения условий.

Проводки в концепции МСФО

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым)
Доходы 500000
Правительственный грант к получению (дебиторская задолженность) 500000

Проводки в концепции РСБУ

Операция Дебет Кредит Сумма
1. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении пяти лет и по факту признания процесса прекращения деятельности необратимым). 76 86 500000

Пример 3. Если грантодатель выдвигает условие, но грантополучатель выполняет его частично.

Сумма гранта – 500,0 млн. руб. Срок, отпущенный на исполнение условий, – 5 лет, но условия грантодателя компания прекратила исполнять уже через три года. При этом в течение первых трех лет у компании возникают расходы, связанные с выполнением условий грантодателя, поэтому выделенную сумму в части, которая приходится на первые два года, решено не требовать обратно.

Проводки в концепции МСФО

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке
Денежные средства 500000
Правительственные гранты 500000
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении трех лет).
Дебиторская задолженность 300000
Доходы 300000
3.Возврат полученных, но не освоенных средств грантодателю.
Правительственные гранты 200000
Денежные средства 200000

Проводки в концепции РСБУ

Операция Дебет Кредит Сумма
1. Поступление выделенных грантодателем средств на специальный счет в банке 55 76 500000
По истечении трех лет:
2. Признание правительственной помощи в доходах (по истечении трех лет). 76 90.1
(91.1)
300000
3. Возврат полученных, но неосвоенных средств грантодателю 76 55 200000

Еще раз, важное:

Государственная помощь сельскому хозяйству учитывается в порядке, установленном IAS 41 «Agriculture», только применительно к биологическим активам, оцененным по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу. В остальных случаях применяется порядок учета государственной помощи, определенный IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance». Отечественный аналог последнего: ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».