Замена деталей и техосмотры

Новая балансовая стоимость определяется по формуле: Новая балансовая стоимость = Старая балансовая стоимость + Стоимость новой конструктивной части – Стоимость старой конструктивной части. При этом согласно п.70 IAS 16, замененная часть списывается с баланса независимо от того, амортизировалась ли эта часть отдельно.

Пименов Юрий Иванович. Ремонт машины. 1953 г.

Запасные части и обслуживающий инструмент, обычно принимаемый на учет как малоценный инвентарь, признаются на счетах расходов как потребленные производством (п.8 IAS 16). Собственно, это правило (учитывать запчасти к основным средствам среди статей запасов) не отличается от нашего традиционного правила учета запасных частей, и современные ПБУ его не отрицают.

Вместе с тем, согласно IAS 16, запасные части, которые, как ожидается, будут использованы в течение более чем одного периода (года), а также резервное оборудование, инструменты и приспособления, предназначенные для обслуживания объектов основных средств, должны учитываться среди долгосрочных активов по статье основных средств, но в качестве отдельных от них активов. Если же запасные части и инструмент предназначены для обслуживания только одного определенного объекта ОС, то в таком случае их не следует учитывать отдельно от этого объекта, они должны учитываться как единое с ним целое (п.8 IAS 16).

Теперь о том, чего нет в наших ПБУ, но есть в МСФО.

Балансовая стоимость объектов основных средств включает стоимость конструктивных частей, время от времени подлежащих замене; при этом затраты на замену (не стоимость заменяемых деталей, а именно расходы, связанные с проведением работ по замене) рассматриваются как затраты на текущий ремонт и относятся к затратам текущего периода (т. е. периода, в котором происходит замена) по мере их возникновения, а не увеличивают стоимость объектов (п.12 – п.14 IAS 16). Новая балансовая стоимость в таких случаях определяется по формуле:

Новая балансовая стоимость = Старая балансовая стоимость + Стоимость новой конструктивной части – Стоимость старой конструктивной части.

При этом согласно п.70 IAS 16, замененная часть списывается с баланса независимо от того, амортизировалась ли эта часть отдельно. Если определить балансовую стоимость заменяемой части не представляется возможным, то замененная часть может быть списана по первоначальной стоимости той части, которая предназначена её заместить.

Пример 1. Учет операций по замене запчастей

Балансовая стоимость автомобиля равна 70,0 тыс. у.е.

Стоимость нового двигателя – 20,0 тыс. у.е., а старого, подлежащего замене – 8,0 тыс. у.е. При этом первоначальная стоимость старого двигателя составляла 15,0 тыс. у.е.

Затраты, понесенные в процессе замены (зарплата ремонтникам и связанные с ней страховые отчисления, оплата счетов за услуги сторонних организаций и пр.), составили в текущем периоде сумму 3,0 тыс. у.е.

Для того, чтобы замену старого двигателя на новый отразить в учете, следует прибавить к балансовой стоимости автомобиля стоимость нового двигателя и вычесть балансовую стоимость старого.

70,0 + 20,0 – 8,0 = 82,0 тыс. у.е. – это новая балансовая стоимость автомобиля после замены старого двигателя на новый.

При этом затраты, понесенные в процессе замены (в нашем случае 3,0 тыс. у.е.), относятся к текущим расходам отчетного периода, а не прибавляются к балансовой стоимости объекта, в котором проводится замена деталей. Потому как речь идет о текущем ремонте (восстановлении первоначального ресурса), а не о модернизации или других работах, проводимых в целях улучшения, и даже не о регулярных техосмотрах (об этом см. ниже).

Проводки МСФО:

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Выбытие актива (старого двигателя)
Потери от списания основных средств (в части недоамортизированной стоимости старого двигателя) 8000
Амортизация основных средств 7000
Основные средства 15000
2. Установка нового двигателя
Основные средства 20000
Капитальные инвестиции (приобретенный двигатель) 20000
3. Затраты, связанные с заменой
Затраты на текущий ремонт 3000
Разные счета: зарплата и проч. 3000
Итого оборотов: 38000 38000

Отдельные виды основных средств могут требовать регулярных техосмотров, безотносительно к тому, заменяются при этом какие-то детали или нет. Так, например, самолет должен подвергаться техосмотру перед каждым рейсом. Автомобиль должен подвергаться техосмотру ежегодно.

Затраты на регулярные техосмотры учитываются аналогично операциям замены запчастей (п.14 IAS 16): прибавляются к балансовой стоимости объекта, но при этом стоимость предыдущего техосмотра вычитается (списывается).

Пример 2. Учет затрат на регулярные техосмотры

Балансовая стоимость самолета равна 700,0 тыс. у.е.

Стоимость последнего техосмотра составила 1,5 тыс. у.е.

Стоимость предыдущего техосмотра составляла 1,2 тыс. у.е.

Таким образом, следует прибавить к балансовой стоимости самолета сумму затрат на вновь проведенный техосмотр и вычесть стоимость предыдущего: 700,0 + 1,5 – 1,2 = 700,3 – это новая балансовая стоимость самолета после техосмотра.

Проводки МСФО:

Операция/Счет Дебет Кредит
1. Списание затрат на предыдущий техосмотр с балансовой стоимости самолета
Потери от списания основных средств 1200
Основные средства 1200
2. Учет стоимости последнего техосмотра
Основные средства 1500
Капитальные инвестиции (затраты на последний техосмотр) 1500
Итого оборотов: 27000 27000

В данном примере мы не учитываем амортизированную часть затрат на предыдущий техосмотр по той причине, что за период между рейсами самолета (если только он не один раз в год летает) никакой амортизации еще попросту не успевает накопиться. Для учета таких обстоятельств можно порекомендовать вести отдельную накопительную ведомость по амортизации затрат на регулярные техосмотры и в конце года проводить в учете по схеме, показанной в предыдущем примере (см. выше пример с заменой запчастей).